Рейтинги страховых компаний

Размер текста
14.08.2008

В новом отчете анализируются значительные проблемы, связанные с проводимыми Правительством Украины управленческими решениями

С 2003 г. экономика Украины (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: В+/Стабильный/В; рейтинг по обязательствам в национальной валюте: ВВ-/Стабильный/В) развивалась очень быстрыми темпами, составляющими лишь чуть менее 8% в год, а показатель ВВП на душу населения рос еще динамичнее. Бурный рост экономики совпадал с периодом политической неопределенности и происходил, несмотря на этот фактор. По сути дела, экономика Украины в большинстве своих проявлений демонстрирует выдающийся иммунитет к таким проблемам, как частые смены власти в результате выборов и непредсказуемые изменения фискально-бюджетной политики на фоне постепенной интеграции страны в мировую экономику. В новом аналитическом отчете Рейтинговой службы Standard & Poor's по Украине высказывается предположение о том, что политика и процесс принятия управленческих решений в ближайшие годы будут играть все более важную роль в формировании основ устойчивого роста экономики, одной из которых является стабильность цен (см. полный аналитический отчет по Украине, опубликованный сегодня на сайте RatingsDirect).

Огромный (64% в год) номинальный рост объемов кредитования и недостаточно жесткая политика в отношении доходов населения привели к перегреву украинской экономики. С 2005 г. совокупный спрос превышает совокупное предложение. Хотя одна из основных причин этого явления — инвестиции в наращивание производственных мощностей (весьма благоприятный фактор с точки зрения долгосрочных перспектив роста), мы обращаем внимание на то, что потребление в последнее время  занимает все более значительное место в структуре импорта.

Неспособность руководства страны принять эффективные меры против роста инфляции в условиях перегрева экономики послужила основанием для понижения суверенного кредитного рейтинга Украины в июне этого года (см. пресс-релиз «Рейтинг Украины по обязательствам в иностранной валюте понижен до «В+» — в связи с политикой, приводящей к инфляции, и рисками условных обязательств; прогноз — «Стабильный», опубликованный на сайте RatingsDirect 8 июня 2008 г.).

Уровень инфляции, составивший в конце июля 27% относительно аналогичного периода 2007 г., слишком высок. Рост цен на продовольственные товары замедляется, но рост цен на услуги по-прежнему очень высок, что обусловлено давлением со стороны заработных плат и высоким уровнем спроса в экономике. Инфляция — это один из факторов, влияющих на кредитоспособность государства, так как выйдя из-под контроля, она способна привести к падению курса национальной валюты и серьезному подрыву конкурентоспособности, а также зачастую провоцирует частые колебания обменного курса, кризис платежного баланса и (или) серьезные политические последствия.

Кроме того, в Украине — как и в России — инфляция является причиной снижения конкурентоспособности национальных производителей, которая, в свою очередь, ведет к необычно высокому номинальному росту импорта (в долларовом выражении). За первые пять месяцев 2008 г. этот показатель составил для Украины и России соответственно 52 и 43% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Из положительных моментов следует отметить, что Украина сумела скомпенсировать значительную часть роста цен на импортируемые энергоносители за счет экспорта подорожавшей металлопродукции.

Однако цены на металлопродукцию могут не выдержать глобального циклического замедления. В связи с этим нас беспокоит более чем двойное увеличение дефицита «неэнергетического» и «неметаллургического» торгового баланса Украины (торгового баланса без учета импорта металлов, нефти и газа, а также экспорта металлов и продуктов нефте- и газопереработки): в 2005 г. он составлял менее 5% ВВП, а в 2007 г. достиг 10%.

По оценкам, дефицит текущего баланса Украины в 2008 г. превысит 9% ВВП и 12% в 2009 г., тогда как всего три года назад страна имела положительное сальдо текущего баланса. С экономической точки зрения, дефицит текущего баланса целесообразен для страны с недостатком инвестиций, какой является Украина; размер дефицита у Украины не таков, как у балканских государств или стран Балтии. Впрочем, для стран, финансовые системы которых сравнительно более подвержены влиянию утечек капитала (Украина к ним и принадлежит), двузначные показатели дефицита текущего баланса — менее устойчивое явление. Это особенно относится к странам, в которых импортируемые товары поступают преимущественно на потребительский рынок или в сектора, производящие товары и услуги, не пользующиеся спросом на внешнем рынке (например, строительство жилья, розничное кредитование).

Национальный банк Украины (НБУ) постепенно превращается в учреждение, способное содействовать обеспечению долгосрочной экономической стабильности и принимать меры по сдерживанию инфляции и чрезмерного роста кредитования. Недавние действия, направленные на расширение диапазона колебаний курса гривны и отказ от фактической привязки к доллару, должны способствовать совершенствованию арсенала  антиинфляционных  средств.

Необходима большая политическая воля к тому, чтобы прояснить  юридическую независимость НБУ, чтобы позволить ему принимать более своевременные и независимые решения, направленные на стабилизацию цен. Недавно принятый Меморандум о взаимопонимании между правительством и НБУ рассматривается нами как обнадеживающий первый шаг к лучшей координации фискальной и монетарной политики, подтверждающий планы, касающиеся ввода режима инфляционного таргетирования.

Оценивать способность украинского правительства выполнить условия данного соглашения (а оно включает положение о сбережении/ нерасходовании всех доходов превышающих заложенные в бюджет в 2008 г.), пока преждевременно. Еще одно положение этого соглашения, которое  мы оценили бы весьма положительно, если бы оно в итоге было выполнено, предполагает приостановку дальнейших повышений минимального размера оплаты труда и секьюритизацию обязательств правительства перед НБУ.

В отчете, опубликованном 5 августа 2008 г. и озаглавленном «Украина: оценка валовых проблемных активов улучшена, банковская система вновь отнесена к группе 10 по уровню страновых и отраслевых рисков», Standard & Poor's объявило об изменении оценки уровня гипотетических валовых проблемных активов (ВПА), которые могут возникнуть в финансовой системе Украины в случае реализации обоснованного (но не катастрофического) сценария экономической рецессии. По новой оценке, он составит не 50-75%, а 35-50%. Одновременно Standard & Poor's подтвердило, что исходя из оценки страновых рисков (так называемой оценки BICRA) банковская система Украина относится к группе 10.

 

Обзор DEDALINFO